Проведены исследования уровня распространения ВПЧ-инфекции и скрининговых методов в развивающихся странах

В развивающихся странах, где для жителей сельской местности некоторые медицинские услуги могут быть недоступны, применяются нестандартные методы проверки на онкогенные вирусы, такие как ВПЧ. Алабамский университет в Бирмингеме провел новое исследование: специалисты изучили распространение ВПЧ высокого онкогенного риска в Непале и пришли к выводу, что один из методов скрининга может оказаться эффективным.

Считается, что рак шейки матки в большинстве случаев вызван папилломавирусом. По данным ВОЗ, из 270,000 женщин, которые ежегодно умирают от рака шейки матки, 85% проживают в развивающихся странах.

Распространенность рака шейки матки в Непале составляет 24.2 случая на 100 000 женщин, благодаря чему Непал считается страной с самым высоким уровнем заболеваемости раком этого типа в Южной Азии.

Садип Шреза, доктор медицинских наук и профессор эпидемиологии является ведущим автором исследования, опубликованного в рецензируемом научном журнале PLOS ONE. Он изучил распространение ВПЧ-инфекции и методы скрининга в Ачхаме – отдаленном районе  Западного Непала.

В рамках однодневного медицинского лагеря, организованного Центром планирования семьи, группа исследователей под руководством Шрезы и при участии соавтора исследования Пема Лаки сравнила образцы клинических анализов биоматериала из шейки матки и  образцы, взятые путем самозабора. Это было необходимо для того, чтобы определить, насколько результаты самозабора, который проводится среди женщин с низким уровнем образования как метод скрининга, идентичны клиническому обследованию. Дерек Джонсон, аспирант отделения эпидемиологии и разработчик этого проекта, провел в Непале 18 месяцев, помогая руководить исследованием.

«Мы выяснили, что даже в таких отдаленных уголках страны среди необразованных женщин возможно осуществить самозабор биоматериала на анализ ВПЧ и скрининг рака шейки матки», – говорит Шреза. – Большинство участников исследования никогда не прибегали к медицинским услугам, поэтому такая схема работы может быть очень эффективна для диагностики ВПЧ-инфекции и рака шейки матки».

Как рассказывает Шреза, в ходе исследования был установлен уровень распространения ВПЧ высокого онкогенного риска. Он составляет 9.6 % среди женщин, прошедших осмотр в медицинском лагере, из них 25% имеют аномальную цитологическую картину.

«Мы поняли, что некоторые женщины не могли пройти осмотр из-за того, что жили далеко от нашего лагеря, некоторые не считали себя больными, а кому-то запрещали культурные табу»,  – рассказывает Шреза. – Основываясь на этом предположении, мы считаем, что реальный уровень заболеваемости ВПЧ-инфекцией в стране гораздо выше. В этом районе широко распространена ВИЧ-инфекция, поэтому у нас есть основания полагать, что ВПЧ-инфекция также имеет высокий уровень распространения. Однако для того, чтобы доказать наше предположение, потребуется больше медицинских лагерей и более эффективный подход к привлечению женщин».

Шреза говорит, что ограниченный бюджет исследования означает меньшее число образцов биоматериала. Однако если учесть, что это было первое исследование, проведенное в сельском районе Непала, его результаты все равно имеют свою практическую ценность.

«Внедрение программы скрининга совместно с системой самозабора биоматериала на анализ ВПЧ в уже существующие медицинские лагеря может стать оптимальным решением для правительства Непала, которое вынашивает грандиозные планы развития скрининговых исследований», – говорит Шреза.

Однако профессор полагает, что сейчас местная инфраструктура развита недостаточно для проведения ВПЧ-тестирования. Материалы, взятые на анализ в Непале, были протестированы в США. Но Шреза надеется на расширение местных медицинских возможностей и развитие планового ВПЧ-тестирования в будущем.