Сделаем вакцину против ВПЧ доступной для развивающихся стран

Стоимость серии из трех инъекций наиболее популярных вакцин против ВПЧ – например, Гардасил компании Merck и Церварикс компании GlaxoSmithKline – составляет по меньшей мере 300 долларов. Это одни из самых дорогих препаратов.

«Триста долларов – это большие деньги, а если принять во внимание несоизмеримость проблемы вызванного ВПЧ рака шейки матки для развивающихся стран по сравнению с развитыми, неравенство становится еще более очевидным» - сказала Субхашини Чандрасекхаран (Subhashini Chandrasekharan), исследователь из Центра этики, законов и политики геномики IGSP (Center for Genome Ethics, Law & Policy). «Мы хотели преодолеть одно из препятствий для производства более дешевых вакцин».

Она сообщила, что другие легкоприготовляемые вакцины (например, против полиомиелита) производятся в Индии и подобных ей странах, причем стоимость одной дозы препарата – менее двух долларов. Но с новыми препаратами дело обстоит по-другому: производители и прочие компании все более заинтересованы в обеспечении патентной защиты своей продукции в развивающихся странах. Последнее стало возможным лишь в недавнее время, когда Индия и другие развивающиеся страны присоединились к соглашениям ВОЗ, призванным унифицировать режимы защиты прав интеллектуальной собственности во всем мире. Стороны, подписавшие данные соглашения, обязаны выдавать патенты на композиции биомедицинских препаратов и на все технологические процессы, необходимые для их изготовления. До настоящего момента отсутствие патентов позволяло производителям из развивающихся стран выпускать дешевые дженерики или вакцины при помощи альтернативных методов, не нарушающих патенты.

Было проведено исследование, в ходе которого ученые собрали и проанализировали все связанные с вакцинами против ВПЧ патенты, выданные в США и других странах до настоящего момента. Полученная матрица интеллектуальной собственности имеет сложную структуру - в США был выпущен 81 патент, в других странах - 86. Особое внимание исследователи обратили на Индию, где было подано к концу 2008 г. 19 из 86 заявок на патенты. Страна стала объектом пристального интереса ученых и по другим причинам – во-первых, в Индии зарегистрировано 25% от общего количества случаев рака шейки матки, а во-вторых, страна является основным поставщиком детских вакцин в ВОЗ и другие подобные агентства. По словам Чандрасекхаран, в Индии также наблюдается рост среднего класса, что может положительно сказаться на увеличении рынка сбыта вакцин против ВПЧ.

Результаты проведенного исследования показали, что вакцины, по формуле или по охвату штаммов ВПЧ идентичные имеющимся на рынке, не являются объектами патентных прав в Индии. Таким образом, остается возможность производства «биоаналогов», защищающих против двух основных типов ВПЧ, которые становятся причиной практически 70% от всех случаев вызванного ВПЧ рака.

Таким образом, открываются неплохие перспективы для обеспечения доступа к вакцинам против ВПЧ, однако, по мнению Чандрасекхаран, это не касается последующих вакцин, в том числе вакцин против ВПЧ второго поколения. «Некоторые опорные технологии были запатентованы в 1990-х, еще до того, как компании начали проявлять заинтересованность в получении патентов в подобных Индии странах-производителях вакцин», - сказала она. «Тот факт, что в Индии и других развивающихся странах были поданы заявки на патенты, свидетельствует о новой тенденции».

Согласно Чандрасекхаран, особое внимание на это следует обратить университетам и некоммерческим организациям - тем, кто заинтересован в защите и контроле применения вакцин против ВПЧ, а также других биотехнологий.

«В случае ВПЧ, даже если патенты не препятствуют производству дешевых вакцин, ситуация все равно меняется», - говорит Чандрасекхаран. «Университетам, которые разрабатывают новые технологии, приходится принимать решения, касающиеся их интеллектуальной собственности. Участвуя в партнерских программах по передаче технологий и выбирая подходящие способы управления интеллектуальной собственностью, университеты могут предоставлять доступ к новым поколениям жизненно важных вакцин и тем самым способствовать укреплению здравоохранения во всем мире», - сказала она. Чандрасекхаран и ее коллеги особый упор делают на том, что университеты и другие некоммерческие организации должны прежде всего учитывать интересы производителей вакцин в развивающихся странах. «Нужно мыслить глобально», - говорит Чандрасекхаран. «Мы обычно говорим, что новая вакцина или лекарство должны быть безопасными, эффективными и дешевыми, в конце концов. Если же мы начнем говорить, что необходимо, чтобы они были безопасными, эффективными и доступными, если начнем с этого, то далее мы будем действовать по-другому».

В состав команды исследователей вошли также Швати Падманабхан (Swathi Padmanabhan), Тахир Амин (Tahir Amin), Бхавен Сампат (Bhaven Sampat) и Роберт Кук-Диган (Robert Cook-Deegan). По словам ученых, результаты их работы следует воспринимать не как правовую консультацию, а скорее как отправную точку для правового анализа, который могли бы произвести заинтересованные стороны. Исследование было частично финансировано Национальным институтом исследования генома человека и Департаментом энергетики. Результаты исследования опубликованы 9 июля в журнале Nature Biotechnology.

Источник: Кендал Морган (Kendall Morgan), Дюкский университет.